Как разобрать радиатор отопления своими руками – правила разборки алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов по секциям

Сборка и разборка радиаторов отопления.

Для того, чтобы нарастить радиатор вам понадобится пара ниппелей, пара прокладок, ключ и желательно иметь помощника. Скручивать радиаторы одному крайне неудобное занятие. Для начала осмотрите торцы секций. Слой краски на торце может быть толстым и его необходимо будет зачистить при помощи ножа. На торце не должно остаться никаких наплывов и неровностей. Это в основном касается китайских приборов отопления, а у европейских слой краски обычно тонкий, ровный и не требует доработки ножом.

После обработки торцов вы должны увидеть следующую картину:

Только не нужно использовать для зачистки торца напильник! Вы можете повредить плоскости торцов и они перестанут обжимать прокладку.

Теперь покажу краткую фото-инструкцию по сборке/разборке радиатора. Итак, приступим:

Положите радиатор на стол лицевой стороной вверх. Потом вставьте в него ключ до того стыка, который нужно раскрутить. На данном рисунке ключ нужно крутить в сторону оребрения.

Немного открутив один стык, переставляйте ключ (в нижний или в верхний) и повторяйте операцию. В конце должен быть следующий результат:

Выкручивайте ниппеля до конца и все! Радиатор разобран!

Сборка радиатора осуществляется в обратном порядке. Смотрим следующие фото:

Здесь торцы секций уже зачищены и на ниппеля надеты прокладки. Идем дальше!

Ниппеля скручивают поочередно. При этом необходимо сжимать радиатор, чтобы ниппель одинаково заходил в обе секции. Иначе стык будет течь. Затем начинаем поочередно стягивать стыки. Делать это нужно по чуть-чуть, переставляя ключ с одного стыка на другой. Если вы резко закрутите один стык, то второй закрутить не получится из-за перекоса ниппеля. Он просто не пойдет по резьбе. Все должно быть так, как изображено ниже:

После того, как секции сомкнутся, вам необходимо с усилием протянуть стыки. Без этого они будут подтекать. Слишком много сил прилагать не надо, иначе можно сломать ключ или он проскользнет в ниппеле и вы нанесете себе травму его ручкой. К сожалению у меня не было возможности снять собственное видео по сборке-разборке радиатора, поэтому приходится пользоваться чужим, но как только будет возможность я его заменю на свое:

Для разнообразия давайте посмотрим как разбирают чугунные радиаторы:

https://youtube.com/watch?v=RQrXXRsSTWk

Как разъединить чугунные секции

Так соединяются секции.

Теперь о том, как разобрать чугунный радиатор отопления. Самые распространенные из них в старых домах и квартирах МС-140. Их секции также собираются при помощи ниппельных гаек и уплотнителей-прокладок.

Если батарея отопления старая, разобрать ее будет достаточно сложно:

  • с течением времени сопряжение меж секциями «закипает» из-за ржавчины;
  • пазы для ключа под воздействием воды разъедаются.

Конструкция ниппельного ключа.

Приготовьте такие инструменты:

  • ключ радиаторный (ниппельный);
  • аналоги сантехнические (№3 и 2) для скручивания футорок (пробок боковых) и заглушек;
  • маленькая кувалда и зубило;
  • паяльная лампа либо строительный фен и металлическая щетка.
  • несколько брусков, чтобы приподнять батарею над полом.

Радиаторный ключ, цена которого не очень велика, это круглый стержень сечением 1.8-2 см. С одного конца металл сплющен. Ширина этой лопатки составляет 2.8×4 см, толщина 0.6 см.

С противоположного конца к пруту приварено кольцо. В него вдевается рычаг для облегчения работы.

Длина инструмента составляет полдлины самой большой батареи (12 секций), к данной величине добавляется около 30 см.

Нередко приходится греть стыки секций, чтобы их скрутить.

  1. Работать с прикипевшими межсекционными стыками трудно. Иногда они так прочно «срастаются», что даже большие физические усилия их не разъединяют. В таком случае инструкция рекомендует перед разборкой стыка нагреть его паяльной лампой или феном.
  2. Прогрейте чугун до малинового свечения, далее пробуйте разбирать стык.
  3. Открутите предварительно заглушки.
  4. Положите ключ поверх батареи, совместив его головку с участком скручивания ниппель-гайки. По секционному торцу начертите мелом круговую метку на стержне инструмента.
  5. Зафиксируйте лопатку в нижнем внутреннем пазу. Чуть поворачивая инструмент вдоль оси влево-вправо, дотяните его до отметки.

https://youtube.com/watch?v=CFOkZ07OeYE

Когда резьба поддастся вашим усилиям, не развинчивайте ее сразу. Скрутите ниппель на один полный оборот, далее повторите операцию с верхней гайкой. Таким образом, действуйте до тех пор, пока не открутите секцию

Такая осторожность нужна из-за того, что чугун вследствие перекоса может лопнуть

Подготовка к промывке

Не стоит заблуждаться, что это легко сделать, тем более когда речь идет о чугуне. Но если подойти к ситуации разумно и руки «растут откуда надо», двое мужчин справятся с поставленной задачей.

Технология подготовки:

  • Выбирать день лучше до середины осени, когда службы уже продули магистраль, но вода еще не запущена в систему. В идеале, нужно чистить батареи всем соседям по стояку одновременно. Иначе грязь в радиаторе, который стоит в другой квартире, окажется в вашем, и процедура станет бесполезной.
  • Слить воду из системы в частном доме не составит труда и сделать это можно когда угодно. В многоквартирном строении придется договориться с сантехником, чтобы тот провел все манипуляции в подвале, где находится распределительный узел дома. Нужно уведомить соседей, если это происходит в отопительный период. Хотя к последнему прибегают, когда есть закупорка. Проводить плановую чистку радиаторов лучше летом.
  • Если о работе батарей, их подключении к системе и прочих нюансах знания есть только поверхностные, лучше предварительно изучить матчасть. Или вызвать профессионала.
  • Заблаговременно подготовить тару, куда будет стекать оставшаяся жидкость.
  • Открутив элемент, нужно его снять. На данном этапе и понадобится помощник. Даже биметаллическое изделие одному демонтировать неудобно.
  • Следует осмотреть теплоноситель. Может, его чистить уже нет смысла.
  • Если планируется промывать изделие водой в ванне, под него нужно что-то подложить. Например. силиконовый коврик. Иначе царапины на емкости будут настолько серьезными, что придется потом еще платить за реставрацию ванны.

Полезные советы

Интересный факт. Многие не хотят использовать чугунные радиаторы исключительно из-за их внешнего вида. Но в последнее время широкое распространение получили именно батареи отопления чугунные ретро. Именно те модели, от которых так старательно уходили. Поклонники стиля ретро зачастую специально заказывают такие модели в магазинах. Поклонникам же более современного дизайна можно предложить отдекорировать чугунные радиаторы специальными экранами.

Потерь тепла от экранов не происходит, а вот батареи выглядят как-то по-особому просто, но стильно. Тем же, кто не хочет менять свои батареи можно просто привести их в первоначальный красивый вид. Батареи можно перекрасить, используя современные материалы или самостоятельно придать им довольно необычный вид. Выбирая материалы, обязательно подбирайте те, которые смогут выдержать высокую температуру более 80 градусов. Желательно проконсультироваться насчет покрасочных материалов и у продавцов. Есть некоторые краски, которые при взаимодействии с горячими поверхностями могут изменить цвет. В таком случае, покрасив аккуратно батарею в белоснежный цвет, можно увидеть совсем не кристально белый вариант в период отопления.

Разборка старого радиатора

Вообще, процесс разборки старого чугунного радиатора отопления осуществляется точно так же, как и нового. Но проблема в том, что все соединения со временем покрываются накипью и практически спаиваются друг с другом. Вследствие этого обойтись одним лишь сантехническим радиальным ключом становится просто невозможно.

Кроме того, в работе появляется дополнительный пункт — промывка. Старый радиатор, в любом случае, забит изнутри всякой грязью. Поэтому, если уж вы взялись его усовершенствовать. то необходимо позаботиться об очистке оборудования, это позволит ему работать гораздо дольше и качественнее.

Производить промывку желательно на улице, так вы убережете ванну от повреждений. Процедура осуществляется с помощью обычной проточной воды, ничего сложного в этом нет. А вот дальнейший процесс может весьма озадачить. Если вы обнаружили, что гайки крепко сроднились с радиатором и не желают с ним разлучаться, то можете применить три разных способа для того, чтобы разбить этот союз:

  • прикипевшее соединение можно разделить с помощью нагрева. Для этого вам понадобится или паяльная лампа, или строительный фен. Первый вариант гораздо эффективнее в работе, но и второй может дать необходимый результат. С помощью этого вспомогательного оборудования прогрейте необходимое вам место соединения по периметру, а затем сразу попробуйте удалить гайку, не дожидаясь остывания. Если сразу не помогло, повторите ту же процедуру еще несколько раз, после каждого захода снова пытаясь разобраться с проблемой. При этом учтите, что работа с раскаленным металлом очень опасна. не забудьте обезопасить себя с помощью защитной одежды — рукавиц и фартука — и специальных очков;
  • если предыдущая процедура не помогла, то придется пытаться решить задачку более радикальным методом — распилом. В качестве инструмента для этого вам понадобится ножовка по металлу или болгарская пила. Болгарка прекрасно справляется с распиливанием металла, но тут снова следует учесть хрупкость чугунной батареи — если пилить одно и то же место слишком долго, то материал может просто растрескаться, и придется выбрасывать весь радиатор. Чтобы подобного не произошло, следует делать пропилы поэтапно, давая батарее немного отдохнуть после каждого захода. А вообще. если у вас есть возможность потратить значительное количество времени и сил, то лучше воспользоваться для распила ножовкой по металлу. Конечно, это гораздо более муторный и долгий процесс, чем в случае с болгаркой. Но зато отсутствует риск повредить радиатор в тех местах, где это вовсе не требуется;
  • третий вариант еще более брутален. Если нагрев не помог решить проблему, а распил по каким-то причинам невозможен, то выход один — просто разбить нужную секцию. Это делается с помощью кувалды. Естественно, лупить со всего размаха не стоит, поскольку в этом случае вы останетесь без батареи. Действовать нужно аккуратно и не торопясь, начиная с середины секции и постепенно доходя до места ее соединения с соседней. Как и в случае с паяльной лампой, не забудьте надеть защитные очки — даже при аккуратном разбивании есть риск того, что какой-нибудь из осколков резко отскочит.

Дорогие читатели, теперь вы знаете, как правильно разобрать чугунную батарею, даже если она втрое старше вас и яростно желает сохранить свою целостность. Сборка осуществляется, в общем-то, точно так же, но в обратном порядке.

Даже если радиатор совсем новый, все места соединений перед сборкой необходимо тщательно зачистить с помощью наждачки. А уж в случае со старой батареей это вообще обязательная процедура. Кроме того, желательно заменить все прокладки. Если до этого стояли резиновые, то замените их на более современные, сделанные из силикона или паронита. Эти материалы гораздо меньше подвержены деформации и обладают очень большим сроком эксплуатации.

Как вы уже поняли, самое важное в процессе разборки чугунного радиатора отопления — это аккуратность. Хрупкость материала требует исключительно неспешного подхода. Кроме того, не забывайте и о безопасности, которая, как известно, превыше всего

При правильном подходе к процессу ваш чугунный радиатор будет служить долго и качественно. Успехов!

Кроме того, не забывайте и о безопасности, которая, как известно, превыше всего. При правильном подходе к процессу ваш чугунный радиатор будет служить долго и качественно. Успехов!

Процесс разборки

В качестве инструмента вам понадобится ниппельный ключ, специально предназначенный для подобных работ. С одной его стороны есть квадратное отверстие, куда можно вставить рычаг, за счет которого работа будет сделана довольно просто. Стоит сразу сказать, что в магазинах вы вряд ли найдете такой инструмент — как правило, он делается непосредственно сантехниками из подручных материалов. Так что попробуйте обратиться в специализированную мастерскую и взять там ниппельный ключ в аренду.

После того как вы добудете необходимый инструмент, можно приступать к работе.

Перекройте воду в системе отопления. Если вы живете в частном доме — прекрасно, сделайте это самостоятельно. Если же речь идет о жилище во многоквартирном доме, то придется обратиться в организацию, обслуживающую здание, чтобы их специалисты перекрыли подачу теплоносителя по стояку. Естественно, это возможно сделать только в тот период, когда отопительный сезон уже закончен. В противном случае вы оставите без тепла всех соседей по стояку.
После отключения подачи воды необходимо отсоединить радиатор от подводящих труб. Для этого открутите соответствующие фитинги, предварительно поставив под эти участки емкости для сбора сливающихся остатков воды.
Затем снимите отсоединенный радиатор со стены

Сделать это несложно — как правило, он просто висит на обычных кронштейнах.
После этого обратите внимание на торцевые стороны батареи. Там установлены либо краны Маевского, отвечающие за выпуск излишнего воздуха из системы отопления, либо просто заглушки

И то, и другое следует демонтировать. Это делается с помощью простого гаечного ключа. Опять же, не забывайте обращать внимание на маркировки, обозначающие направление резьбы, и откручивать соответственно.
Затем приступайте непосредственно к отделению секций. Вам нужно вставить ниппельный ключ так, чтобы его конец попал в отверстие на соответствующей гайке. Как только попадете в цель, установите с обратной стороны ключа рычаг. Далее вам пригодятся чья-нибудь помощь. Попросите товарища крепко удерживать радиатор на месте, а сами попытайтесь повернуть гайку. Делать это нужно с усилием, но медленно и аккуратно. За один раз вам необходимо совершить неполный оборот, буквально на 5 или 7 мм. Затем вытащите ниппельный ключ и перейдите к гайке, расположенной с противоположной стороны. Затем повторите все действия: вставьте инструмент в отверстие, подсоедините рычаг и поверните гайку. Таким образом, переходя от одного ниппеля к другому и проворачивая его не более 7 мм за раз, открутите оба элемента. Вам может показаться, что это довольно муторный процесс. Так и есть. Но если ринуться откручивать гайки сразу полностью, то в итоге можно получить сильный перекос и, как следствие, деформацию батареи отопления. Сами понимаете, что заменой одной секции после этого уже не обойтись.
После этого секцию можно снять. Внимательно осмотрите прокладки, установленные в местах соединений. Если они сделаны из металла, то убедитесь в отсутствии деформаций. Если вы увидите повреждения, то необходимо приобрести новые элементы. Чтобы не ошибиться в размере, возьмите старые прокладки с собой в магазин. Если же уплотнительные элементы сделаны из резины или силикона, то они в любом случае подлежат замене. Причем желательно приобрести новые прокладки, сделанные из паронита — это оптимальный вариант для сантехнических изделий.

Виды батарей (радиаторов) отопления

Отопительное оборудование может быть изготовлено из различных материалов. К ним относят медь, алюминий, сталь, чугун, биметалл и т.д. Как устроена система водяного отопления можно узнать на нашем сайте. Согласно этому и строится следующая классификация радиаторов:

Стальные

Различают панельные и трубчатые. По-другому их называют еще конвекторами. Могут поддерживать котельное давление от 6 до 15 рабочих атмосфер. Уровень КПД достигает 75%, а мощность 1800 Вт. Существует семь типов таких батарей и каждый из них обладает своими особенностями. Плюсы такого радиатора заключаются в следующем:

  • может нагревать комнату конвекцией, и излучением;
  • экономичный расход и небольшой вес;
  • эксплуатируется довольно долгое время;
  • быстро нагревается.

Но у стальных радиаторов почти нет устойчивости к коррозии. Быстро ржавеет, находясь без воды, и не может выдержать даже самые маленькие перепады давления. Нужно быть очень осторожным при ее эксплуатации. При выявлении первых проблем немедленно их устранять.

Алюминиевые

Самые распространенные батареи в современных многоквартирных домах. Представляют собой устройство, полностью сделанное из алюминия. Бывает двух типов: экструзионные и литьевые. Имеет несколько секций, которые герметично скреплены между собой. При необходимости увеличения мощности могут быть присоединены дополнительные секции.

Обладает следующими достоинствами:

  • быстро нагревается и хорошо проводит тепло;
  • присутствует возможность добавить секции и клапаны;
  • маленькая масса.

Такой тип радиатора требует установки дополнительного клапана для спуска воздуха, чтобы в батареи не возникали неприятные шумы. Однако секции иногда протекают между собой, что приводит к поломке отопительной системы в квартире, а воздействие условий внешней среды разрушает стенки батареи.

Чугунные

Батареи, которые так же, как и алюминиевые, разделены на несколько секций. Их можно увидеть как в старом стиле, так и в модернизированном. Такие радиаторы выдерживают давление в 18 атмосфер, но мощность их достаточно мала – 100 Вт.

Преимущества чугунных батарей:

  • прочны и почти не засоряются;
  • совместимы с другими материалами;
  • не изнашиваются;
  • многолетний срок эксплуатации.

Но этот тип батарей сложно очищать, если вдруг возникли проблемы. Кроме того, на них уходит очень много расходов из-за больших топливных затрат. В связи с маленькой мощностью они редко справляются с сильными морозами и не могут должным образом отопить помещение;

Медные

Нагревается до 150 градусов и может поддерживать 16 атмосфер. Уникальность этих батарей в том, что они состоят из специальных циркулирующих воду пластинок. По всему радиатору проходит одна труба, которую пересекают эти самые пластины.

Плюсы медных радиаторов:

  • небольшие и долго эксплуатированные;
  • экономично расходуются;
  • могут выдержать перепад давления и температуры;
  • большая теплопроводность.

Но такие батареи достаточно дорогие на момент покупки, однако экономичны в использовании. Особых недостатков у медных батарей выявить трудно, потому что они довольно практичны.

Биметаллические

Совмещают себе свойства алюминия и стали, поскольку трубы этих радиаторов сделаны из двух этих металлов. Такой тип поддерживает до 40 атмосфер и обладает высокой мощностью – 180 Вт. Их выбирают за следующие показатели:

  • срок эксплуатации более 20 лет, практически не подвержены выходу из строя;
  • прочны и выдерживают гидроудары;
  • не подвержены коррозии и механическим воздействиям.

Биметаллические радиаторы нельзя надолго лишать водоснабжения, иначе они выйдут из строя. Тоже дорого стоит, но цена оправдана заводским качеством.

Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям

Перед тем, как разобрать чугунный радиатор отопления, необходимо заготовить набор инструментов:

  • Ключ для разборки чугунных батарей (5/4 дюйма для старых приборов и дюймовый – для новых);
  • Разводной ключ второго или третьего номера;
  • Мел;
  • Дюймовая труба длиной 50-100 см.

Также нужно найти удобную площадку, на которой можно будет разбирать радиатор. Хорошим вариантом будет прочный деревянный щит, положенный на ровную площадку. Батарея укладывается на этот щит горизонтально, и можно приступать к разборке.

Технология разборки радиатора выглядит следующим образом:

В первую очередь нужно понять, в какую сторону откручиваются глухие пробки, после чего их нужно отвернуть. Перед тем, как разобрать батарею отопления, необходимо отметить на ключе длину до выкручиваемого ниппеля. Чтобы сделать это, ключ кладется на батарею, и его край доводится до той точки, где находится втулка. На ключе при помощи мела по кругу делается отметка, до которой ключ вставляется в батарею.
Далее нужно разбираться, в какую сторону должен вращаться ключ для чугунных батарей – они могут иметь как левую, так и правую резьбу. Соответственно, при вращении в разные стороны секции батареи будут расходиться или сходиться. Направление вращения определяется при помощи футорки, которая вворачивается с той же стороны, куда впоследствии будет вставляться ключ.
При правой резьбе футорка вкручивается по часовой стрелке, поэтому направление вращения ключа при раскрутке будет противоположным. С левой резьбой ситуация меняется с точностью до наоборот.
Непосредственно раскрутка радиатора начинается с первой секции. Первым делом нужно сорвать резьбу поочередно на обоих ниппелях (как правило, достаточно всего лишь половины оборота ключа)

Далее батарея постепенно раскручивается с каждой стороны так, чтобы расстояние между секциями составляло около 0,5 см.
При раскрутке очень важно соблюдать указанный зазор между секциями – если раскрутить батарею с одной стороны сильнее, то есть немалая вероятность того, что резьба заклинит. В процессе раскручивания на ключ стоит надеть трубу, чтобы уменьшить требуемые усилия.

По такой технологии разбирается любой современный радиатор. Зачастую на таких отопительных приборах имеются заглушки с промаркированным направлением резьбы.

Корейская морковь: польза или вред, как приготовить

Разборка и сборка алюминиевого радиатора своими руками

Прежде чем разобрать батарею, нужно определить, материал центральной части. Если медная – существует риск деформации торцов у горизонтальных трубок. Повреждение нарушит герметичность радиатора.

Для предупреждения повреждения сердцевины, нужны два ниппельных ключа. После срыва соединительных гаек, нужно работать ими одновременно. Если второго ключа нет, допустимо поворачивать по отдельности, максимум на один оборот.

Отключение от сети отопления

Прежде чем приступить к разборке радиатора от сети отопления, необходимо посмотреть, есть ли отсечные краны. Если нет – не получится избежать приглашения работника ЖКХ для отключения стояка. В отопительный сезон, после перекрытия стояка, требуется выждать некоторое время, горячая вода должна остыть. Теплоноситель сливают, начинают убирать секции. После завершения демонтажа, поверхность радиатора промывается проточной водой.

Как разобрать и собрать батарею

Снимать алюминиевые батареи нужно в таких ситуациях:

  • полная замена системы;
  • наращивание или снятие секций;
  • устранение протеканий.

Все действия реализуются в следующей последовательности:

Сброс теплоносителя из системы
Когда разбор проводится в отопительный сезон, важно выждать время для остывания теплоносителя.
Откручивание муфты гаечным ключом – она соединяет шланг между батареей и трубой отопления.
После отключения батареи, ее освобождают от остатков воды, кладут на ровную поверхность передней стороной вверх.
Снятие фильтра, промывка. Важно сделать незамедлительно, грязь начинает застывать, убрать ее вскоре станет невозможно.
Разбор по секциям
Секции соединены ниппель гайками. Для снятия требуется специальный ключ, гайки проворачивают против часовой стрелки

Важно делать работу осторожно, иначе сформируется перекос.

После разбора детали промываются, собираются в той же последовательности.

Процесс разборки

Для купирования течи в алюминиевом радиаторе, нужен раствор эпоксидной смолы с небольшим количеством бронзового порошка. Работать со смесью потребуется быстро – застывание происходит за несколько минут, поэтому место протечки заранее зачищается и готовится.

Как собрать алюминиевый радиатор

Радиатор собирают в обратном порядке. Секции выкладывают на ровную поверхность. Когда батарея не новая, откручивается торцевая заглушка, кран Маевского.

Прежде чем начинать установку, нужно проверить резьбу, пазы, чтобы они были в рабочем состоянии, не было сколов, перепадов. На установленных секциях прогоняется резьба – вкручивается и выкручивается ниппель. Иногда, под слоем краски, перед резьбой располагается прокладка. Торец протирается мелкой наждачкой, при обнаружении прокладки, ее срезают острым лезвием или ножом.

Алюминиевая батарея в разрезе

Прежде чем наращивать секции, торцы зачищаются до гладкости, важно снять заводскую краску. Под воздействием воды, краска начнет слоиться, трескаться, в микротрещины будет сочиться вода, независимо от состояния прокладок

Зачистка дает гарантии бесперебойной эксплуатации системы.

Для улучшения герметичности, торцы дополнительно обезжиривают, например, бензином. То же проделывают с прокладками – моют мыльным раствором. При заполнении системы водой, обезжиривание необязательно. Для систем на антифризе проводить работу нужно в обязательном порядке. Антифризы отличаются хорошей текучестью, просачиваются в микротрещины. Сборку начинают после полного высыхания.

Последовательность работ:

  1. Ниппель гайки наживляют на половину оборота. На ниппель сверху одевают термостойкие паронитовые или силиконовые прокладки для герметизации стыков.
  2. Взять секцию, плотно приставить к гайкам, проверив плотность стыковки.
  3. Ключ вставляется в верхнее отверстие, закручивается на 1 — 2 оборота. Крутить нужно руками.
  4. Сделать то же для нижнего отверстия, повторить поочередно несколько оборотов, притягивая одновременно 2 гайки.
  5. После ручной стяжки, допустимо воспользоваться рычагом – в два этапа на каждом из ниппелей. Не нужно прикладывать чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу, алюминий податливый металл.
  6. Когда секция собрана, на неиспользованные отверстия накручиваются заглушки с одной стороны, и кран Маевского с другой. Кран помогает спускать воздух из системы.

Дата: 25 сентября 2020
Напишите комментарий

Adblock
detector